Во Владимире провели региональную школьную конференцию по физике «Советский атомный проект – научно-технологическая революция ХХ века». В школьном сообществе тема вызвала большой отклик – реальное число участников в несколько раз превысило ожидания организаторов.
На конференцию было прислано 83 работы – в ней приняли участие ученики 7-11 классов из школ Владимира, Камешково, Коврова, Гусь-Хрустального, Мурома, Ковровского, Суздальского, Судогодского, Муромского, Петушинского, Юрьев-Польского, Кольчугинского, Киржачского районов. Некоторые школы делегировали по 7 участников. Школьники соревновались индивидуально в двух возрастных категориях - 7-9 класс и 10-11 класс.
Тему доклада дети формулировали сами в соответствии с тематикой одной из секций, которую можно было взять на выбор:
- «Игорь Васильевич Курчатов и его единомышленники»;
- «Советский атомный проект – научно-технологическая революция ХХ века».
В первой секции нужно было исследовать и представить в работе известные и малоизвестные факты из биографии И.В. Курчатова и его научного окружения.
Во второй секции рассматривались работы, содержащие всё, что связано с влиянием атомной отрасли на развитие науки, техники и технологий в СССР, в РФ и в мире – от создания и развития новых (на момент середины ХХ века) видов вооружений и развития мирного атома и атомной энергетики до создания ускорителей, лазеров на свободных электронах, становления и развития радиобиологии, ядерной медицины и ядерных космических установок. Помимо этого, ребята исследовали возможности термоядерного синтеза, анализировали известные и малоизвестные факты о городах, созданных в рамках атомного проекта и, что самое важное, - проводили опросы среди одноклассников на предмет их знакомства с данной темой, делали тематические буклеты и потом раздавали их сверстникам в школе.
Экспертами в обоих турах стали:
- Наталья Фельдман, координатор спецпроектов ИЦАЭ Владимира;
- Кирилл Губин, руководитель ИЦАЭ Владимира;
- Кирилл Хорьков, директор института прикладной математики, физики и информатики ВлГУ;
- Никита Сидоров. младший научный сотрудник АО "НИКИЭТ", г. Москва;
- Андрей Брусницын, инженер лаборатории общего и специального практикума Научно-исследовательского института ядерной физики МГУ, г. Москва.
В ходе заочного этапа эксперты оценивали научный доклад, критерии, в частности, были следующие: использованы ли какие-то мало- или неизвестные широкой общественности факты, а также уникальные научные данные; использованы ли вместо школьного материала специализированные издания; то, насколько школьник владеет базовой научной лексикой.
В ходе очного этапа нужно было выступить публично с презентацией по теме доклада. Выступающим важно было проговорить цель и задачи исследования; эксперты оценивали глубину проработки и осмысления материала и то, как школьники владеют терминологией; насколько логически четко выстроен доклад, есть ли в нем выводы и насколько участник соблюдает регламент, а также правильно ли отвечает на все вопросы. И, конечно, насколько грамотна его презентация с точки зрения русского языка.
Общий итог подводился по сумме баллов от каждого эксперта за оба этапа. По итогам очного тура выявились следующие победители и призеры:
В возрастной категории 7-9 класс
1 место - Михаил Максимов, 9 класс МБОУ Новосельская СОШ им. В.П. Пантыкина Суздальского района (тема "Спецтехника ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС");
2 место - Вадим Сорокин, 9 класс МБОУ Мелеховская СОШ # 1 им. И.П. Монахова Ковровского района (тема "История открытия и возможности термоядерного синтеза");
2 место - Михаил Некрасов, 8 класс МБОУ Андреевская СОШ Судогодского района (тема "Перспективы мирного атома");
3 место - Максим Бочкарёв, 9 класс МБОУ Даниловская СОШ Меленковского района (тема "Первый среди равных").
В возрастной категории 10-11 класс
1 место - Елизавета Малова, 10 класс МБОУ Вяткинская СОШ Судогодского района (тема "Ядерные энергетические установки: от «Ромашки» до наших дней");
1 место - Татьяна Дубайлова, 11 класс МБОУ СОШ № 23 г. Ковров (тема "Газовые центрифуги");
3 место - Филипп Ермилов, 10 класс МБОУ Гимназия № 17 г. Петушки (тема "РИТЭГ - «космическая батарейка» или будущее энергетики?"). Помимо этого, дипломами экспертного жюри отмечены работы следующих финалистов:
Естелин Кирилл, 7 класс МБОУ Даниловская СОШ (тема "Закрытые атомные города");
Куренкова Кристина, 9 класс МБОУ СОШ № 34 г. Владимир (тема "Малоизвестные факты из биографии великого физика-ядерщика И.В. Курчатова");
Турпанова Арина, 10 класс МБОУ Костеревская СОШ №3 Петушинского района (тема "Игорь Васильевич Курчатов – создатель ядерного щита Родины");
Щипицин Иван, 10 класс МБОУ Павловская СОШ Суздальского района (тема "История открытия и возможности термоядерного синтеза");
Титков Никита, 11 класс МБОУ СОШ № 21 г. Владимир (тема "Современные радиационные технологии на службе человека").
Эксперты поделились потом впечатлениями от этого первого регионального митапа:
Кирилл Хорьков:
- Спасибо за ваши выступления, спасибо вашим научным руководителям. Формат интересный, полезный, мне понравилось. Я как директор института прикладной физики, математики и информатики хотел бы с каждым из вас познакомиться, особенно с учителями физики. Возможно у нас с вами тоже какие-то новые проекты появятся. И, конечно, приглашаю и ребят, и учителей на экскурсии в наш институт.
Никита Сидоров:
- Я окончил обычную владимирскую школу, сейчас работаю в атомной промышленности. Я пришел туда благодаря почти таким же мероприятиям. Это мероприятие в том числе популяризирует науку, популяризирует атомную отрасль. Вы своими исследованиями популяризировали ее в том числе в своих школах, о чем говорили результаты проведенных вами опросов. Очень похвально и очень приятно, что вы будучи школьниками, уже занимаетесь таким серьезным делом и увлекаетесь своих сверстников в научную, инженерную деятельность, занимаетесь их просвещением. Это очень хорошее дело и мне было приятно поучаствовать в этом мероприятии. Надеюсь, мы с вами еще увидимся – здесь или еще в каком-нибудь месте. Атомный мир – он довольно тесен. Спасибо большое!
Кирилл Губин передал ребятам комментарии Натальи Фельдман относительно проверенных докладов. А также пригласил всех в ИЦАЭ Владимира, где, как он сказал, «можно нового узнать про атомную энергию. И спасибо за ваши классные работы!».
Андрей Брусницын:
- Я проверял работы 10 и 11 классов, было очень много хороших и интересных работ. Было правильно сказано, что саму по себе Википедию использовать в качестве основного источника нельзя, но смотря какие ссылки она предлагает, на какие статьи. Я вам желаю совершенствоваться в плане создания правильных работ и в качестве хорошего источника информации по ядерной физике можно использовать сайт кафедры общей ядерной физики физического факультета МГУ им. Ломоносова
Встречи в таком формате решено продолжать – на следующий год организаторы решили провести второй региональную конференцию, теперь уже совместно с ВлГУ. Его темой могут стать лазеры – их история, разработка, создание, а также история развития и современное применение нанотехнологий.