Детский технопарк «Кванториум-33» организовал очередную поездку школьников в Научно-исследовательский институт ядерной физики им. Д.В. Скобельцына МГУ им. М.В. Ломоносова. Такие мероприятия проходят в рамках партнерского взаимодействия между ГАОУ ДПО ВО ВИРО и НИИЯФ МГУ.
В мероприятии приняли участие ученики 10-11 классов СОШ № 36, 38, гимназии № 3 г. Владимира и СОШ № 2 г. Радужный (всего 27 человек) вместе со своими учителями. Как правило, в этом принанимают участие весьма мотивированные дети, зачастую учащиеся профильных классов.
В этот раз на лекции была только вскользь затронута тема строения микро- и макромира. Заместитель заведующего отделением ядерной физики физического факультета МГУ, кандидат физико-математических наук Евгений Вадимович Широков в ходе лекции говорил о весьма актуальной сейчас теме - рассказал учащимся о возможностях и перспективах использования ядерной энергии, учитывая как масштабы нашей страны, так и мировые масштабы. С учетом того, что лекция читалась для школьников, в ней было рассказано об особенностях строения атомных ядер, прежде всего урана и плутония, а также о физических принципах использования ядерной энергии.
Чем хороши такие встречи – они дают определенную интеллектуальную встряску молодежи, привыкшей к мысли, что «в России ничего не развивается и нет ничего хорошего». Так, говоря о процессе создания ядерного топлива, Евгений Вадимович затронул стадии этого процесса, прежде всего, стадию обогащения урана. Если говорить о технологической стороне, то производительность одной центрифуги составляет всего несколько микрограмм обогащенного урана в год. При этом за Россией - 60% мирового рынка обогащенного урана, что объективно свидетельствует о крайне высоком технологическом развитии. Вот такие-то моменты как раз и рвутся шаблоны у школьников, которые начинают смотреть на ситуацию под другим углом и уже более осмысленно воспринимать информацию о технологических возможностях своей собственной страны. А многие потом меняют отношение к учебе и даже способны принять решение о сдаче соответствующих предметов на ЕГЭ.
Также в рамках лекции была затронута тема (и одновременно проблема) утилизации ядерных отходов, а еще шла речь о пока нереализованных возможностях в использовании термоядерного синтеза.
После экскурсии в лабораторию электронных ускорителей МГУ ребята выполняли задачи ядерного практикума на качественное и количественное определение элементов, подвергшихся различным видам радиоактивного распада (альфа-, гамма-распад, искусственная радиоактивность), а также подробно изучали строение атома водорода.
У школьников всегда по итогам такого дня много положительных эмоций – для них такие встречи не проходят бесследно.
- Дети довольны, им было интересно. Лектор – настоящий специалист своего дела, говорил доступным языком, понятным даже человеку со стороны, - сказала учитель биологии СОШ № 36 Елена Дмитриевна Безукладнова.