13 сентября 2019 года на базе детского технопарка «Кванториум-33» ГАОУ ДПО ВО ВИРО состоялся тематический семинар-совещание для руководителей ряда сельских школ Владимирской области, где уже в сентябре начнут работу образовательные центры «Точки роста», а также для руководителей муниципальных органов управления образованием тех муниципалитетов, где эти центры будут открыты, и учителей технологии. Мероприятие прошло в рамках нацпроекта «Образование».
Сначала учителя, а теперь и директора школ. Еще в июле-августе учителя технологии вновь создаваемых центров «Точки роста» из 15 муниципальных образований Владимирской области (в составе 23 человек) стали участниками четырех образовательных сессий, организованных на базе технопарка.
Наставниками на сессиях выступили педагоги «Кванториума-33» по направлениям промробоквантум, промдизайнквантум, виртуальная и дополненная реальность, аэротехнологии, геотехнологии, хайтек. В общей сложности (вместе с учителями из пяти других регионов) они обучили 250 человек.
Руководители школ, по их словам, ехали на сегодняшний семинар с большим интересом.
«Конечно, есть потенциал в модернизации сельской школы для детей. Это всё даст. Детишек очень много интересующихся, стремящихся познать новое, развиваться. Все вы прекрасно знаете, история доказывает, что именно из села чаще всего пробиваются дети талантливые, умные, которые приносят очень много пользы стране, обществу и государству», - считает Юлия Филюк, директор Аннинской средней школы Петушинского района.
«Приехал посмотреть, к чему мы идем, и помочь нашему руководителю такого центра организовать допобразование, интегрироваться в среду. У нас это не педагог, а «внешний» человек. Надеюсь, мы выработаем общую стратегию, хотелось бы все же видеть жесткую интеграцию, как мы будем вводить эти «Точки роста» в образовательный процесс, чтобы нам всем определиться и идти одним путем», - сказал директор Анопинской средней школы Гусь-Хрустального района Роман Мещеряков.
Главная задача мероприятия, по словам главного специалиста-эксперта отдела общего образования департамента образования Ольги Серёгиной, - это выработка алгоритма действий (что потом отразится и в региональных нормативных документах) для согласования новых образовательных программ, прежде всего, по предметной области «Технология», с действующими ФГОСами.
По ее словам, задача нацпроекта «Образование» и всех связанных с ним подпроектов, в рамках которых сейчас активно модернизируются сельские и районные школы по всей стране, - это вхождение Российской Федерации в среднесрочной перспективе в десятку стран с самой развитой системой общего образования. И все нынешние проекты, как сказала специалист департамента образования, в совокупности должны помочь достичь этой цели.
«Надеемся, что в наши проекты включились инициативные педагоги, которые помогут освоить детям аэротехнологии, технологии виртуальной и дополненной реальности, медиатехнологии и, конечно, сам урок технологии в новом формате», - сказала Ольга Серёгина.
Проректор ВИРО Виктория Полякова познакомила руководителей школ и муниципальных чиновников с вызовами, с которыми сталкивается система общего образования, а также методиками обучения детей «поколения Z», как нередко называют подростков поколения 2000-х годов.
Один из таких вызовов – это выход на первый план в образовательном процессе не столько предметных, сколько надпредметных навыков, иначе называемых soft-компетенциями. Таких, как умение взаимодействовать в команде, эффективно общаться, творчески мыслить, анализировать и критически воспринимать информацию.
«Нам важно сформировать у ребенка такой навык, чтобы он потом стремился учиться всегда. Чтобы он мог увидеть потенциально сильную идею, умел создать еще не существующий проект. В этой связи учитель технологии по сути становится в школе ключевым педагогом», - сказала Виктория Полякова.
В числе спикеров совещания были также наставники технопарка: в частности, педагог промробоквантума Андрей Коршунов рассказал о жизненном цикле проекта. А еще педагоги, руководители и специалисты стали участниками интерактивной деловой игры по созданию елочной игрушки – в ее основе лежит SCRUM-подход (одна из технологий по управлению проектами).
По завершении гости поделились впечатлениями:
«Не зря приехали, еще раз попыталась уложить в голове, как все должно работать именно в плане урока технологии. Для себя лично еще раз с педагогами технопарка пообщалась. Оборудование у нас новое, пока еще все упаковано, не все можем и не всем владеем. Можно сказать, что нам повезло – мы можем в любой момент обратиться, приехать, и нам подскажут», - сказала заместитель директора МБОУ Толпуховская СОШ Собинского района Вера Туманова, ставшая также одним из участников образовательных сессий для наставников «Точек роста».
Справочно:
Центры «Точки роста» - это специализированные центры образования цифрового и гуманитарного профилей, которые создаются на базе сельских общеобразовательных школ.
Во Владимирской области в 2019 году такие центры появятся в сельских школах в 15 из 21 муниципального образования (в округе Муром, в Александровском, Вязниковском, Гороховецком, Гусь-Хрустальном, Камешковском, Киржачском, Ковровском, Кольчугинском, Муромском, Петушинском, Селивановском, Собинском, Судогодском, Юрьев-Польском районах) в количестве 21.
На 2020 год ожидается финансирование на создание еще 42 таких центров (в перспективе их будет несколько в одном муниципалитете), и в 2021 году появится еще 21 центр, причем с 2020 года «Точки роста» будут появляться и в малых городах с численностью населения до 50 тысяч человек. Таким образом, к концу 2021 года в регионе-33 в общей сложности будут модернизированы 84 городские и сельские школы. Совокупность школ, на базе которых будут созданы такие центры, составит федеральную сеть центров образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста».
Вести занятия в «Точках роста» будут учителя технологии, информатики, ОБЖ и педагоги дополнительного образования. Все наставники уже прошли специализированный онлайн-курс по методике преподавания, а учителя технологии обучались на предметных сессиях.