15 декабря 2018 года еще 26 владимирских школьников (из средней школы № 36 и лингвистической гимназии № 23), в том числе учащиеся технопарка «Кванториум-33», стали участниками научно-образовательного семинара по физике ядра и частиц. Мероприятие прошло на базе Научно-исследовательского института ядерной физики МГУ.
Поскольку дети в основном были «новенькими», организаторы не стали кардинально менять уже ставшую привычной программу. В ходе лекции заместитель директора института Евгений Вадимович Широков рассказал школьникам о последних достижениях в области физических исследований (в области микромира, то есть от уровня «атом и глубже», и в области макромира, в частности, космических исследований).
На лекции также шла речь об инструментах, которые позволяют учёным «заглядывать» в структуру вещества – в первую очередь, это ускорительная техника. В ходе экскурсии в лабораторию электронных ускорителей владимирские школьники смогли лично познакомиться с уникальной разработкой учёных-физиков – недавно ими был создан первый в России медицинский ускоритель, который уже скоро начнет работу в одном из медучреждений.
Такие устройства, в частности, используются для проведения наружной радиотерапии при лечении злокачественных опухолей тканей и органов. При помощи гамма-лучей ускорительразрушает клетки опухоли, оставляя в неприкосновенности окружающие здоровые ткани.
«В лаборатории электронных ускорителей МГУ постоянно идет разработка новых типов ускорителей разного назначения. Самая последняя модель – это уникальный медицинский ускоритель электронов сверхкомпактного размера. При этом энергия, до которой ускоряются частицы в этом «мини»-ускорителе, вполне сравнима с энергией большинства его более габаритных «собратьев». Важно то, что данный ускоритель является первой отечественной разработкой, до этого в медицинских целях использовались только импортные изделия», - отметил Е.В. Широков.
Далее школьников ожидал «космический душ» (подсчет плотности космического излучения за единицу времени) и выполнение практических задач в ядерном практикуме на определение изотопов химических элементов, подвергающихся разным видам превращений (альфа-, бета-распаду и гамма-переходам).
Практическая значимость таких занятий, по словам организаторов, в том, что они способны пробуждать у детей мотивацию к изучению предмета и в целом учат их ставить цели.
«Мы четко видели, кому интересно, а кто был просто вежлив. Когда речь шла о космическом душе, они очень явно расслоились на подгруппы. Им вообще, конечно, не хватает амбициозности, именно в плане целеустремленности, в хорошем смысле честолюбия. И вот здесь мы сходимся с мотивировкой. У кого было желание - те подошли к установке и поинтересовались, а у половины не было, и они не подошли. Будем надеяться, у них проснется научное честолюбие, которое будет потом толкать их вперед», - считает сотрудник института Ирена Михайловна Зверева.
«У всех очень хорошие впечатления. На мой взгляд, подача материала была очень доступна и понятна, она согласовывалась со школьным материалом и при этом значительно расширяла рамки. У них паззл складывается, для чего они учат физику. И они своими руками поделали, попробовали; о возможности таких лабораторных работ в школе говорить не приходится. Они получили такой опыт, которого школа им, к сожалению, дать не может», - поделилась уже потом впечатлениями одна из участниц семинара, учитель физики гимназии № 23 Марина Дудорова.