14 августа 2018 года в ходе расширенного заседания коллегии департамента образования по теме «Об итогах деятельности системы образования в 2017-2018 учебном году и задачах на 2018-2019 учебный год. Перспективы развития региональной системы образования в зеркале национальных проектов образования» курирующий проректор ВИРО Виктория Полякова представила участникам (руководителям управлений образования и директорам школ) концепцию сетевого взаимодействия технопарка «Кванториум» с образовательными организациями региона-33.
В этой схеме учреждение становится региональным центром учебно-методической поддержки дополнительного образования детей технической направленности.
И такая концепция уже обретает реальные очертания. Успех новой модели дополнительного образования, по словам Виктория Александровны, не только в хорошем техническом оснащении, но и в том, какое у него содержание.
К примеру, широко используемая в сети технопарков «Кванториум» проектная методика формирует у детей не только личностные качества, но и ориентирует школьников на создание конкретных проектов – от коммерческих до социально или научно значимых. Почти все проекты реализуются детьми в команде. Наставники в технопарке немногим старше своих учеников, и это помогает им быстрее находить общий язык и работать в проблемном поле.
«Но поскольку готовых кадров нет, мы привлекаем студентов, магистрантов и аспирантов и «подтягиваем» их до уровня требований федерального оператора. Особая благодарность – опорному вузу, который помогает нам в этом», - сказала Виктория Полякова.
В проектных группах в год остается всего лишь пятая часть – около 200 детей из тысячи, определенных госзаданием. Остаются, как правило, те, у кого за короткий срок ярче всего проявляются необходимые навыки – изобретательство, умение работать в команде, самомотивация.
Потом ребята пройдут через «фильтр» публичных защит, в ходе которых их оппонентами станут известные люди из мира науки, промышленности, бизнеса, и таким образом их навыки (в том числе soft-
компетенции – уверенность публичного выступления, умение «держать удар») еще больше «подшлифуются».
Первые годы работы технопарка показали, что такая методика себя оправдала: в 2018 году четверо кванториан получили свой «билет в будущее» - стали студентами ведущих вузов России (в их числе МГТУ имени Н.Э. Баумана, НИУ МГСУ), а двое поступили на престижные специальности в ВлГУ. По словам выпускников, занятия в «Кванториуме» помогли им определиться с выбором профессии и конкретного вуза.
Одна из сложностей, по словам Виктории Поляковой, в том, что сейчас в технопарке занимаются преимущественно дети из областного центра или близлежащих районов (ребят из других территорий совсем мало). Поэтому стратегией развития технопарка становится укрепление его как регионального учебно-методического центра с параллельным развитием и укреплением «кванторианского» движения на местах.
Владимирский технопарк уже осуществляет методическое взаимодействие с 25-ю пилотными школами 33-его региона по направлению «Образовательная робототехника»; хорошим подспорьем в деле продвижения кванторианских методик станут две новые площадки (два «Технопарка-33») на базе колледжей в Гусь-Хрустальном и Александрове, где школьники также смогут обучаться робототехнике.
Для поддержки сельских школ планируется запуск проекта «Мобильный кванториум». И тогда уже подростков и молодежи, вовлеченных в новые образовательные инициативы, станет гораздо больше.
Как сообщила Виктория Полякова, владимирский «Кванториум» готов оказывать коллегам методическое сопровождение. Сотрудниками технопарка разработаны три курса по образовательной робототехнике, один из них – для педагогов. На базе «Кванториума-33» регулярно проводятся семинары, курсы повышения квалификации, хакатоны, конференции, консультирование педагогов дополнительного образования и другие образовательные мероприятия. Главное, чтобы на местах было желание развивать новые подходы в дополнительном образовании детей.
«Дорогу осилит идущий, не надо бояться трудностей. Дерзайте, а мы поможем!», - сказала в завершение Виктория Полякова