23 июля 2018 года в детском технопарке «Кванториум-33» открылась вторая смена летней «Квантошколы». Ее участниками стали 43 школьника 7-14 лет, а всего за две смены здесь побывают 85 детей, преимущественно те, кто еще в технопарке не занимался. В летней «Квантошколе» дети не только обучаются по одному из образовательных направлений, но и посещают разнообразные тематические и развлекательные мероприятия.
В рамках второй смены действует четыре направления, соответственно ребята поделены на четыре группы. Преподаватель робототехники – студент педагогического колледжа Дмитрий Гайсин. Его учащиеся (в возрасте 7-10 лет) познакомятся с принципами конструкторов LEGO и в течение смены сами предложат идею проекта и воплотят ее на практике.
Преподаватели направления промышленный дизайн – Ольга Дмитриева и педагог технопарка Виктория Колосова. Ребята (их возраст 7-14 лет, это две возрастные группы) также будут знакомиться с основными принципами работы дизайнеров, а затем попытаются придумать и воплотить с помощью 3D-технологий проект, связанный с благоустройством городской среды.
Преподаватель направления медиажурналистики – волонтер медиаквантума Мария Котлярова. Это направление стало пользоваться среди учащихся большой популярностью, в том числе и среди тех, кто обучается уже давно. По словам Марии, ребята сначала «потренируются» создавать видеоблоги, а затем уже, разбившись на пары «корреспондент-оператор» и освоив азы видеомонтажа, попытаются запечатлеть в своих сюжетах то, как работают их юные «коллеги-инженеры».
Завершится смена 3 августа – в этот день запланирована защита всех проектов, на которую пригласят родителей и всех желающих.
День второй
Юные робототехники определяются с инженерными проектами
В дальней части полигона - летом он всегда выглядит немного пустынным – один из больших столов облеплен кучкой малышей. Это робототехники из «Квантошколы» перебирают рассыпанные детали LEGO и примеряют их к своим будущим устройствам. Оказалось, что, помимо прочего, у них еще и соревнования планируются.
- Специально так делаем, устраиваем соревнования, чтобы их отвлечь от монотонной и рутинной деятельности, - рассказывает педагог Дмитрий Гайсин.
По словам Дмитрия, пока дети еще осваиваются, и на это им нужно некоторое время. Интерес у них, безусловно, есть, но пока им трудно сконцентрироваться. Хотя если их увлечь, вот как сейчас, например, то никаких проблем. Примерно с середины смены приступят к разработке собственных идей. Их педагог подсказывать детям не собирается.
- Я могу просто помочь ребенку раскрыть его идею. У каждого свое представление о проблемах, которые нуждаются в инженерных решениях. Я просто подтолкну их к мысли, как можно решить эту проблему с помощью роботов, - говорит Дмитрий.
Пока в арсенале команды робототехников только один предполагаемый проект. Его авторы – 9-летний Лев Спичаков и 10-летний Максим Кооп. Их робот будет разбивать преграды. На вопрос, где его можно использовать, ребята размышляют уже со знанием дела.
- Например, есть стена, которую нужно убрать. Вот манипулятор выходит, он идет по шестеренкам и разбивает эту стену. Только программу еще нужно будет разработать.
Продолжился день посещением парка активного отдыха, где кванторианцы преодолели веревочную трассу (для некоторых это был первый в их жизни героический переход) и посоревновались на меткость в лазертаге.
Похоже, у школьников лагерь оставляет самые благоприятные впечатления. Так, 11-летняя Анна Гуцаленко из группы медиажурналистов днем ранее так подписала открытку в музее: «Я счастлива!». А сегодня она подарила своему наставнику Марии Котляровой собственноручно изготовленный для нее браслет.
День третий
Юные кванторианцы знакомятся с историей дизайна и приемами создания вещей
В младшей группе промдизайна – десять ребят 7-10 лет. С самого начала дня они трудятся над макетом ювелирных изделий (у каждого оно свое), которые пока еще лепят из пластилина, затем тщательно украшают их орнаментом.
Детали для украшения дизайнеры, к слову, взяли у робототехников. Сейчас ребята пока еще знакомятся с различными техниками и приемами изготовления изделий. Затем перейдут к макетам.
- Им надо научиться работать руками, почувствовать материал, - объясняет педагог Ольга Дмитриева.
Ювелирные украшения выбраны не случайно: именно с них ребята начали знакомиться с историей дизайна, узнали, что, по одной из версий, дизайн возник тогда, когда люди поняли, что полезные в быту вещи можно украшать, делать их удобными и функциональными.
Ребята познакомились также и с современными технологиями производства изделий. Узнали, что есть массовое производство и есть ручная работа. И уже сами пока только в пластилине создают кольца, браслеты, цепочки.
И сегодняшний день у кванторианцев оказался богат не только на теорию, но и на практику: после всего услышанного от преподавателя ребят весьма заинтересовала подвеска-кулон, которую они увидели у зашедшей к ним в лабораторию проректора Виктории Поляковой. Педагог попросила оставить его им для практики в создании эскиза, и Виктория Александровна пошла навстречу.
- На мне сегодня ещё браслет, изготовленный по старинной технике Кубачи, надо предложить его в качестве наглядного пособия второй группе дизайнеров, - пошутила Виктория Александровна.
За эту неделю ребята познакомятся и с другими техниками, выберут понравившийся им материал и постараются создать свой уникальный и неповторимый дизайнерский проект.
Ребята внимательно слушают преподавателя, некоторые успевают даже конспектировать информацию. Трудностей обучение не представляет, единственное, на что сетуют юные дизайнеры, - пока трудно создавать эскизы, рука «не набита», но впереди ещё семь дней увлекательной, творческой жизни вместе с летней Квантошколой!
День четвертый
Дизайнеры из старшей группы готовы предложить актуальные идеи
Ребята из старшей группы дизайнеров постигают хитрости упаковки – знакомятся с тем, что внешний вид изделия придает ему немалый «вес» в глазах потребителя. Ребята пока еще «тренируются» в создании проекта – проходят каждую из стадий более или менее подробно. Через несколько дней приступят к воплощению своих собственных идей.
Преподаватель Виктория Колосова рассказывает, что учащиеся уже определились с темами.
- Кому-то пока труднее всего рисовать –не хватает опыта. Но в целом труднее сидеть на месте и выполнять задание любое, - говорит педагог.
Среди них в частности, модернизированная флешка, специальные гаджеты для автомобилей, современные аттракционы. опыт компьютерного моделирования дети уже получили. Скорее всего, на публичных защитах и они тоже порадуют преподавателей и родителей яркими и необычными идеями по улучшению качества жизни и окружающего пространства.
Вторую часть дня ребята потратили на участие в кулинарном поединке в студии «Роулет» и на активности в фитнесс-центре «Атмосфера». Как всегда, в ходе общения получили большой позитивный заряд и впечатления.
День пятый
Медиасмена: юные кванториане присматривались к профессии журналиста
В группе медиажурналистов занимается десять ребят от 11 до 14 лет. Все пришли сюда с интересом и желанием освоить основы современной журналистики, выведать секреты мастерства журналистской профессии. Как оказалось, у некоторых ребят родители – сотрудники действующих СМИ.
За прошедшую неделю школьники создали свои первые видеосюжеты: записали комментарии, смонтировали и озвучили видео. Своего рода «профориентацией» для них стала экскурсия в редакцию телерадиокомпании «Губерния-33», которую организовала наставник медиагруппы Мария Котлярова, а провел гендиректор Александр Орлов.
Ребята побывали в современной телестудии и там, сидя за столом ведущего, задавали Александру Орлову вопросы, примеряя на себя роль интервьюера. Кроме того, им удалось увидеть все стадии процесса теле- и радиовещания, познакомиться с технической стороной процесса. Впечатления и от экскурсии, и от смены в целом у всех самые положительные.
- Все дети в моей группе действительно талантливы. Каждый по-своему. Все ребята уже умеют брать интервью, монтировать сюжеты и даже снимать небольшие ролики. Боязнь камеры постепенно проходит, и это отлично. Пожалуй, самыми запоминающимися моментами смены стали съёмка первых сюжетов и экскурсия на телерадиокомпанию компанию. От своих детей услышала множество радостных откликов. Сейчас ребятам предстоит задача снять уже более серьезные работы - сюжеты про работу лагеря, - рассказала Мария Котлярова.
Пожелаем удачи нашим юным журналистам и приглашаем всех в детский технопарк «Кванториум-33» на публичные защиты посмотреть их работы 3 августа в 15.00.
День шестой
Робототехники строят межпланетную станцию
Команду робототехников (наряду с дизайнерами это самые младшие ребята) увлекла космическая тема – они создают роботизированную межпланетную станцию.
По задумке детей, это будет взаимосвязанная между собой система из роботов разного назначения – от проводящего разведку местности до уберегающего от опасного излучения. Конечно, эта тема (опасности пребывания в открытом космосе) ребятам пока еще не знакома, но как говорит Дмитрий Гайсин, за оставшееся время он постарается ее ребятам донести.
На полигоне подготавливают нужное оформление – ребята и волонтеры вместе разрисовывают «космический уголок» в тонах и красках неведомой планеты.
- Я, во-первых, в будущем хочу строить роботов, которые должны на другие планеты высаживаться, и мне кажется, это самая интересная идея – приспосабливать роботов к местам, где нет людей, - поделился 10-летний Максим Кооп.
В этот же день ребята побывали в бассейне и на экскурсии, где узнали о том, как освещались улицы Владимира из глубины веков до наших дней. Как и в предыдущих случаях, завершилось все творческим общением и массой позитивных впечатлений.
День седьмой
Ребята из медиасмены снимают сюжеты про своих сверстников
Сегодня юные журналисты вышли «в поле» - начали снимать настоящие сюжеты о тех, кто также как и они обучается в «Квантошколе».
Четверо ребят – Арина Ларина, Дима Афанасьев, Миша Горланов и Миша Субачев – разбились на пары и отправились в робоквантум и квантум промдизайна. Там они интервьюировали преподавателей и задавали вопросы ребятам, а также записывали стендапы – все под чутким руководством наставника Котляровой Марии и волонтера Манькова Олега.
Вместе с ними отработали (не по разу) все стадии процесса съемки – появление в кадре, грамотность речи, нюансы съемки «картинки». Ребята поделились потом, что им это занятие понравилось.
- Да, понравилось, очень. Не пожалел, что пришел на медиасмену, - сказал 5-классник Миша Горланов.
Теперь ребятам предстоит смонтировать и озвучить свои сюжеты и всем вместе им также снять и смонтировать еще три видеоролика. Их можно будет увидеть на публичных защитах всех проектов в завершающий день работы «Квантошколы».
К защитам готовятся вовсю и ребята из промдизайна – кто-то уже добрался до стадии 3D-моделирования, кто-то пока еще воплощает идею в бумаге.
Публичные защиты состоятся 3 августа в пятницу, мероприятие открыто для всех желающих – родителей, других ребят. Начало в 15.00.
День восьмой
По семь мастер-классов за день на каждого
В этот день в «Квантошколе» была организована «вертушка» - это когда учащиеся разных направлений пробуют себя в доселе им незнакомых. Такой формат нередко помогает (особенно в течение учебного года) вдохновлять детей на продолжение обучения.
В каждой группе был организован свой мастер-класс для других учащихся. За отведенные на каждую «станцию» сорок минут ребятам предлагалось:
- в группе робототехников – собрать самодвижущиеся тележки и посоревноваться ими на скорость;
- в младшей группе промдизайна – создать из цветной бумаги нарцисс и потренировать руку в рисовании по окружности;
- в старшей группе промдизайна – пройти мини-квест, например, отгадать города по облику архитектурных башен;
- в медиазоне – ребята учились выражать свои мысли в статье, которую они «писали» на флипчартах;
- наконец, чтобы группам не повторяться, каждая побывала еще и в VR/AR-квантуме, где дети на себе прочувствовали действие шлема («тестировали» на себе одно из VR-приложений).
Лучше всех с заданиями в итоге справилась команда робототехников «Робостар» (у них 1 место); 2 место – у младшей группы дизайна «Супер дизайн»; 3 – «Великолепная десятка» медиажурналистов; 4 – старшая группа дизайна «Механики».
Но главным были конечно не места, а положительные эмоции и новые открытия у всех, включая педагогов. Как оказалось, самые шумные и недисциплинированные дети, когда "поменялись", заслужили у них довольно высокую оценку.
Кто-то из ребят пожелал на следующий год попасть на курс медиажурналистики, а кто-то убедился, что выбранное им в этот раз направление дизайна подходит ему более всего.
В этот же день ребят ждали еще не одно творческое мероприятие. Оставшуюся часть дня они провели на спортивной площадке, а затем разделившись - в танцевальной студии, на мастер-классах по росписи пряников и почтовых ящиков, которые в этот день в городском парке организовали сотрудники «Почты России».