Ещё двадцать пять владимирских школьников (из средней школы № 16 и № 36; из гимназии № 3 и лицея № 14) вместе со своими учителями стали участниками научно-образовательного семинара по физике ядра и частиц, организованного в Научно-исследовательском институте ядерной физики МГУ имени М.В. Ломоносова. Всего на данный момент в семинарах приняло участие 148 школьников из 33-его региона.
Семинар был организован 3 марта 2018 года. Участникам были предложены лекция по актуальным вопросам современных физических исследований, экскурсия в лабораторию электронных ускорителей НИИЯФ МГУ и выполнение задач лабораторного практикума.
В ходе лекции ребят погрузили в тему, практически не представленную в школьном курсе, – что такое микромир и как он устроен.
Говоря о структуре вещества (это атомы, их ядра, электроны, нуклоны, кварки), а также типах взаимодействия между этими составляющими, заместитель директора НИИЯФ МГУ Евгений Вадимович Широков познакомил школьников со Стандартной Моделью – на сегодняшний день (с учетом современных технологий) границей экспериментального познания окружающего мира.
Выходу физики как науки за пределы «стандартной модели» способствуют исследования на ускорителях – специальных комплексах для получения частиц с энергией, достаточной для исследования ядер атомов. По словам Евгения Вадимовича, уже начаты исследования на самом большом отечественном ускорителе – NICA, хотя сам он еще даже не построен (строится в Дубне). Возможностью экспериментов там заинтересовались уже даже в ЦЕРНе, где расположен самый большой на данный момент ускоритель в мире – Большой адронный коллайдер.
Школьники узнали, что ускорители могут использоваться не только в сугубо научных, но и в прикладных целях, например, для определения состава грузов при пересечении границы. Для этого, к слову, не потребуется заглядывать внутрь большегруза – достаточно просветить его пучками частиц, после чего изображение появится на специальном экране.
Подытоживая общение, говоря о нерешенных вопросах физики и отвечая на вопросы учащихся, лектор отметил, что с физикой микромира напрямую связано также изучение удаленных астрофизических (космических) объектов, несмотря даже на грандиозную, а временами вовсе непостижимую разницу в размерах этих объектов между собой. Здесь остается действовать по принципу «не знаешь, где и когда это может пригодиться».
– В свое время лорд Кельвин говорил «the radio has no future» («у радио нет будущего» – ред.). А однако же сейчас у каждого в кармане лежит небольшой радиоприемник в виде смартфона, – сказал Евгений Вадимович.
Также в рамках семинара ребята выполняли задачи лабораторного практикума на определение типов радиоактивности (альфа-, гамма-излучения, бета-переходов и искусственной радиоактивности), их наставниками в этот день были сотрудники института и аспиранты физического факультета МГУ. Несколько школьников здесь уже во второй раз – сейчас они в 10-м классе, но уже через год планируют сдавать ЕГЭ по физике, а дальше хотели бы получать профильное высшее образование.
– Мне все абсолютно понравилось, и работы интересные, это хороший опыт и это будет положительным фактором для меня в сдаче экзамена и, конечно же, в учебе, – считает 10-классница Дарья Грищенко.
– Нам объяснили, что понятия «микромир» и «макромир» очень относительные, что «микромир» начинается с атомов, это было очень интересно. Также в той аудитории была картина «Большого взрыва» – это было тоже очень интересно. Все взрослые были очень добрые и общительные, – поделилась своими впечатлениями 10-классница Кристина Голякова, приехавшая на семинар впервые.
Учитель физики из школы № 36 Юрий Иванович Малафеев высоко оценил возможность поработать на настоящем научном оборудовании.
– Дети прикасаются к науке – это, конечно, важно. Если удастся организовать какую-либо научную работу, это и для меня было бы важно. Интерес у детей есть к самому процессу научной работы. И если будет наставник от МГУ, то для них это будет иметь очень большое значение, – сказал педагог.
Вопрос участия владимирских школьников в проектной деятельности института ядерной физики в настоящее время обсуждается руководством школы № 36 города Владимира и НИИЯФ МГУ. Стороны также планируют подписать соглашение о взаимодействии.