20 декабря 2017 года в технопарке «Кванторим-33» состоялась публичная защита проектов по направлению «Робототехника» (базовый уровень) по итогам текущей образовательной сессии (октябрь-декабрь 2017 года). Свои работы представили младшие школьники (9-13 лет), создававшие роботов на базе конструктора Lego Mindstorms NXT и Lego Mindstorms EV3.
В состав жюри, принимавшего защиту, вошли курирующий проректор ВИРО Виктория Полякова, преподаватель Робоквантума Екатерина Беляева и методист Елена Желдак.
Ребята выполняли групповые и индивидуальные проекты, каждый из которых был по-своему уникальным. Все эти идеи вполне реализуемы на практике и могут быть применены в сельском, жилищно-коммунальном хозяйстве, ветеринарии, сфере бытовых услуг.
Так, дети воплотили на практике идею экологичного транспорта для заповедников и охранных зон – это управляемый человеком (ветеринаром) электромобиль, с помощью которого, например, осуществляется развоз кормов животным. Единственное, на что посетовали кванториане, – на отсутствие достаточного количества заправочных станций для этого вида транспорта.
Особый прицеп, установленный на специальном мобильном вездеходе, для транспортировки животных на расстояния, – это другой проект, разработанный учащимися технопарка.
Пропахивать землю и отпугивать всяческих нежелательных «гостей» – это еще одна воплощенная на практике творческая мысль юных владимирцев. Они сконструировали двух роботов, один из которых работает в светлое время суток, а второй активизируется с наступлением темноты.
Робот-уличный уборщик, реагирующий на препятствия, – над этим проектом также работали учащиеся «Кванториума-33». Он предназначен для уборки листьев, веток, снега. Препятствиями для него могут оказаться деревья, фонарные столбы, всевозможные объекты. Препятствие робот аккуратно объедет (или даже обойдет) и продолжит свою работу дальше.
Еще один робот, предназначенный для уборки помещений внутри здания, – проект 7-классницы Юли Анисимовой – вызвал у жюри много положительных откликов. Юля самостоятельно разработала прототип устройства, которое начинает действовать по звуковому сигналу (хлопку); в качестве ньютоновской жидкости (это как раз вещество-«пылесборник») в нем использована игрушка-«лизун»; в котором «ювелирно» продуманы многие важные детали.
Единственный недостаток этой жидкости - она быстро высыхает и теряет необходимые при уборке впитывающие свойства, поэтому на роботе-уборщике девочка предусмотрела контейнер, в котором фиксируется емкость с водой. Из этой емкости через гибкую трубку вода поступает к «ньютоновской» жидкости, тем самым предотвращая ее высыхание и обеспечивая продолжение влажной уборки.
Свою ученицу Екатерина Беляева назвала «генератором идей». По словам преподавателя, школьница полностью самостоятельно разработала этот проект, причем работала не только над конструкцией, но и программированием. Девочка с самого начала поставила себе цель выполнить эту задачу.
А вот как прокомментировала увиденное Виктория Полякова:
- Это очень интересный, социально значимый проект. Его же могут использовать, например, люди с ограниченными возможностями здоровья. Если постараться освоить языки программирования, то робота потом можно сделать на платформе Arduino, а затем уже эту замечательную идею воплотить и на лазерном станке, и на 3D-принтере распечатать.
Вполне вероятно, что этим школьница и займется – теперь уже в проектной группе, куда, по словам Виктории Поляковой, ее обязательно будут рекомендовать члены комиссии.
Всем участникам публичной защиты были выданы свидетельства об окончании курса обучения.