Такую возможность школьникам и учителям предлагает детский технопарк «Кванториум-33» совместно с МГУ имени М.В. Ломоносова
Не только школьникам, но и учителям объективно не хватает знаний о современной физической картине мира. Такое убеждение, подтвержденное практикой работы со студентами, высказывают главном вузе страны.
По словам ученых, современные исследования ушли далеко вперед, а школьные учебники катастрофически за ними не успевают. Налицо большой разрыв в необходимом для вузов и реальном уровне подготовки выпускников школ. Это касается очень многих сфер – физика в этом смысле наука безграничная. Но и в том числе речь идет о тех, кто хочет изучать космос.
- По опыту своей работы мы понимаем, что и инженеры, которые оканчивают технический факультет, у них же, как правило, физика два первых курса и физика у них скорее излагается классическая. То есть ту современную физику, о которой мы говорим, там же не изучают. Выясняется, мы сталкиваемся с этим, что студенты технических вузов плохо представляют, что делается в космосе, - говорит заведующий лабораторией общего и специального практикума института ядерной физики МГУ имени М.В. Ломоносова Владимир Радченко. – Ракету сделать, спутник сконструировать, прибор построить – этому их учат. А то, что происходит в космосе - этому студентов учат очень слабо.
22 апреля 2017 года вторая большая группа школьников 33-его региона побывала в институте ядерной физики. В этот раз к 8- и 9-классникам из Суздаля и Радужного присоединились их сверстники из Владимира, Камешково и деревни Новки Камешковского района. Среди них были уже и «кванториане».
Предварительная проверка домашнего задания – и сходу погружение в тему. «Космический душ» - сколько разных частиц проходит через человека в единицу времени? Затем – практические задачи на определение типов радиоактивности. Альфа-, бета-, гамма-распад плюс редкая возможность повторить эксперименты, впоследствии названные Нобелевскими. Учителя – тут же, рядом со своими детьми, для них это тоже своего рода учеба.
Многим запомнится их первое знакомство с ускорителями – специальными комплексами для получения частиц с энергией, достаточной для исследования ядер атомов. Эти сложнейшие устройства, к слову, используются не только в научной и гражданской, но также в военной сферах.
- Дальше вот этот зазор – тут поля практически нет, они тут дрейфуют и в следующем зазоре получают такой же вот прирост энергии, - научный сотрудник лаборатории электронных ускорителей Вадим Ханкин рассказывает школьникам о том, как себя ведут частицы в ускорителях.
Можно сказать, что удивлению и детей, и взрослых в этот день не было предела. Конечно, это еще не космос, но первый шаг к нему, можно сказать, сделан.
- Дети познакомились с приемами работы в студенческой лаборатории. Они получили навык проведения экспериментов. Это большой для них опыт, им очень понравилось, - говорит Галина Полякова, учитель математики из Суздаля.
- Провели несколько Нобелевских экспериментов. Провели как в теории, так и на практике о распаде альфа-, бета- и гамма-частиц, об излучениях, и мы думаем, это пригодится нам как на экзаменах, так и при поступлении, - поделился Никита Никитин, ученик 9-го класса из Камешково.
- Нам достался очень хороший экскурсовод, который сделал максимально полезную информацию для нас, и дети смогли руками пощупать то, что они хотят сдавать, с чем они планируют работать. То есть, это для них очень большой шаг и много достижений для них открывается, - уверен Дмитрий Румянцев, учитель информатики и математики в Камешковской средней школе.
Детский технопарк «Кванториум-33» окажет школам региона содействие в решении этой проблемы. В институте готовы принимать у себя и школьников, заинтересованных и мотивированных к изучению естественных и точных наук (и в частности, тех, кого интересует космическое образование), и учителей.
Ученые, к слову, предлагают современные методические разработки по ядерной физике не только педагогам «по профилю», но также и остальным, включая врачей и даже журналистов.