25 марта 2017 года старшеклассники из Нового села, Суздаля и Радужного побывали в институте ядерной физики МГУ имени Ломоносова.
Это стало возможным благодаря совместному с институтом проекту детского технопарка «Кванториум-33». Специально для них там был организован однодневный космический семинар. Ребята впервые в жизни посетили настоящие научно-исследовательские лаборатории, прослушали лекцию о современных методах исследования космоса, а также – и это, пожалуй, важнее всего – решали практические задачи из области ядерной физики. Постигали теорию на практике.
Типы радиоактивности, способы защиты от нее на Земле и в космосе, знакомство с оборудованием и конечно презентация профильного факультета МГУ – это и многое другое было в этот день в программе поездки.
В начале – тестирование на знание основ теории радиоактивных излучений. Спасает ли от радиации лист бумаги, и в каком случае потребуется уже свинцовый «щит»? Как распознать радиоактивный элемент по его спектру?
Эти и некоторые другие вопросы стали темами практических задач, которые школьники решали на ядерном практикуме. Данный практикум в немалой степени гордость института ядерной физики, потому что только здесь удается сочетать возможность работы с радиоактивными изотопами c необходимым уровнем безопасности.
Во многом подобные задачи – это повторение на современном уровне экспериментов, за которые в свое время ученые получали Нобелевскую премию.
Например, опыт Резерфорда по рассеянию альфа-частиц – ядер гелия, который он проводил более ста лет назад. На основе этого опыта впоследствии была предложена и затем экспериментально подтверждена планетарная модель атома – достижение, ставшее отправной точкой развития квантовой физики вообще.
Этот опыт уже после изучения спектров радиоактивных изотопов попытались воспроизвести старшеклассники из Новосельской школы вместе со своим учителем. Результаты неплохие – эксперимент у ребят удался.
- По спектру я определил, что у меня был изотоп радия. Мне понравилось, - делится впечатлениями 11-классник Роман Ширшов. – Если честно, открылось много ранее непонятного, и загадок, многое до этого было вообще загадкой. А теперь я понял, как это все выглядит.
- Ядерный практикум – это всегда очень полезно, он учит студентов работать со сложными физическими установками, учит аккуратно проводить эксперименты и интерпретировать результаты, - говорит аспирантка физического факультета МГУ, инженер лаборатории общего и специального практикума НИИЯФ Елена Владимирова. – И что очень важно, когда студент или школьник проделал все своими руками, он уже может многое объяснить. Такой системный подход – очень большое преимущество ядерного практикума.
Что и говорить – впечатления у старшеклассников, судя по всему, останутся надолго. Равнодушных среди них не оказалось. Как впрочем и среди учителей. Педагоги, по их признанию, эту поездку очень ждали. Гости из Владимира отметили очень высокий профессиональный уровень организации всего мероприятия.
- Дети сегодня познакомились с оборудованием, с теми видами деятельности, которыми студенты занимаются на лабораторных работах и тем самым они увидели, что это не какой-то чересчур трудный вид деятельности, все было им по силам. С другой стороны, увидели, что в школе им не хватает как раз вот той наглядности, особенно если рассматривать строение атомного ядра. Почти никакого лабораторного оборудования для этого у нас в школах не имеется, - сказал учитель физики Новосельской школы Александр Тучин.
Многие хотели бы приехать сюда еще, и не раз приехать. К счастью, такая возможность региону-33 предоставляется. По словам представителей института, формы взаимодействия могут быть различные - от углубленного изучения и подготовки детей к участию в космической школе до просто подготовки к поступлению на физический факультет или на смежные специальности.
В том числе предоставляется такая возможность детям, обучающимся в технопарке «Кванториум-33» по профильным направлениям аэрокосмической инженерии – робототехнике, программированию, аэротехнологиям. Технопарк в этом плане открыт к взаимодействию со школами, в том числе – и это принципиально важно! – школами всех отдаленных уголков Владимирской области.
По словам учителей, многих детей пугает, как они считают, отсутствие шансов на поступление в главный вуз страны, но надо при этом понимать, что и вузовские преподаватели в свою очередь испытывают нехватку в заинтересованных предметом студентах. Поэтому, делают вывод учителя, школьников к этим очень перспективным для России направлениям инженерно-технической деятельности лучше ориентировать как можно раньше - начиная уже с 7-8 класса.