С 3 по 8 января 2018 года пятеро школьников 9-11 классов из Владимира (в том числе и обучающиеся технопарка «Кванториум-33») принимали участие в 3-й Зимней школе юного астронома, которая проводилась в Государственном астрономическом институте им. Штернберга МГУ имени М.В. Ломоносова.
Организаторы школы – ГАИШ МГУ, Международная общественная организация «Астрономическое общество» и фонд поддержки научных, образовательных и культурных инициатив «Траектория». Детский технопарк «Кванториум-33» в рамках популяризации астрономии активно способствовал участию в работе школы ребят из 33-го региона.
Этот пятидневный научный марафон уже третий год собирает в зимние каникулы несколько десятков старшеклассников (в этот раз их было больше 60) из Москвы и других городов, интересующихся темой астрономии и космоса, и дает им возможность не только значительно свой расширить научный кругозор, но и также определиться с выбором профессионального направления. Владимирские дети поехали туда во второй раз и впервые – в таком количестве (в 2017 году был всего один школьник).
Зимняя школа юного астронома в ГАИШ МГУ проходила в формате лекций и семинарских занятий, в этот раз впервые отдельное внимание было уделено решению задач. Тема школы – «Солнце и Солнечная система». О самых последних достижениях в области космонавтики, астрономических и астрофизических исследований, космических методах изучения Земли и других планет школьникам рассказывали известные российские ученые (А.В. Засов, В.Г. Сурдин, С.Б. Попов, Л.В. Ксанфомалити, Д.З. Вибе).
Семинары по решению задач вел научный сотрудник ГАИШ МГУ, заместитель руководителя сборной России на международных олимпиадах школьников по астрономии и астрофизике М.В. Кузнецов. Российские школьники в последние годы часто радуют золотыми медалями на таких олимпиадах, поэтому Михаила Владимировича можно смело назвать наставником «золотой» сборной России. М.В. Кузнецов – опытный педагог; помимо научной работы в ГАИШ МГУ, он ведет уроки астрономии в одном из лицеев города Жуковского Московский области и занятия в астрономическом кружке.
По словам Михаила Кузнецова, современным школьникам очень важно уметь решать такие задачи, поскольку астрономия, будучи фундаментальной наукой, напрямую связана с инженерными направлениями, особенно практическими.
– Например, отрасль космонавтики без астрономии немыслима. А современная космонавтика – это во многом робототехника. И для нашей страны это вообще актуально, почему я всегда был тоже за астрономию. Потому что мы запустили первый спутник, запустили первого человека, и когда из школы из обязательных предметов ушел предмет астрономия, это сказалось в конечном счете на наших возможностях запускать космические аппараты. Те ошибки, которые у нас бывают, – они тоже во многом из-за того, что многие люди, которые пришли туда на работу, не знают, как осуществляется космический полет в целом, от начала и до конца, они не представляют, как устроен космос. И это самая главная беда, – считает Михаил Владимирович.
В завершающий день Зимней школы была организована презентация проектов учащихся, а также свободное общение детей и ученых. Дети задавали интересующие их вопросы, а взрослые (и в их числе заместитель директора по науке ГАИШ МГУ, доктор физ.-мат. наук, профессор К.А. Постнов), поделив их в соответствии со своей специализацией, отвечали школьникам. В том числе была затронута тема возможностей профессиональной реализации молодых специалистов, которым интересны исследования в области астрономии и астрофизики – об этом спрашивали ребята, заинтересовавшиеся возможностью поступления на профильную специальность в МГУ.
Уже после приезда домой юные владимирцы признались, что это были лучшие каникулы в их жизни. Совершенно неожиданно для себя они открыли новые возможности – и для проектной работы, в том числе в технопарке, и в плане получения высшего образования. Будучи еще в Москве, дети признавались, что взглянули на этот предмет совершенно по-новому и поделились впечатлениями.
Владислава Колупаева, 10 класс СОШ № 39:
– Для меня важны люди, которые рассказывают. Если говорит обычный человек, то я восприму это как то, что, к сожалению, можно и забыть. А когда перед тобой стоят люди, вот тот же самый Ксанфомалити, который руководил посадками на Венеру, то для меня это прям – ух! И сердце захватывает.
Изабелла Павлова, 11 класс СОШ № 36, учащаяся проектной группы в «Кванториуме-33»:
– Мне больше всего понравились лекции на тему исследования Марса и астероидно-кометной опасности. Я смогла узнать много нового, потому что я считаю, что сейчас эти темы наиболее популярные и интересные. Мы получили импульс к изучению космоса, допустим, Марса, потому что в данный момент, как нам рассказали, нужны инженерные идеи именно по изучению Марса, потому что это сейчас одно из главных направлений.
Николай Лётка, 10 класс гимназия № 3, учащийся проектной группы в «Кванториуме-33»:
– Мне очень понравилось, что все лекции были рассказаны доступным языком, поэтому те, кто не очень близко с астрономией знаком, они все равно всё это поняли. Я скорее всего приеду сюда еще.
Илья Дмитриев, 10 класс СОШ № 16:
– Изначально предмет астрономии и приезд на эти лекции был лишь поводом приехать в Москву, потому что особо астрономией я не интересовался. Но после того, как я посетил первые лекции, я понял, что это реально интересно. Я узнал много чего нового, потому что изначально была только база о Солнечной системе – какие планеты ее составляют, какие там спутники. Но здесь я понял, что это очень мало, что я знал очень мало. И здесь реально много интересного. Интересней всего было изучение Марса и Венеры.